Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) - один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником "вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною". В России же этот праздник называется Вербным воскресеньем, поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.

Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста (в 2015 году отмечается 5 апреля).

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.

В этот день Христос верхом на молодом ослике въехал в Иерусалим, и весь город вышел ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI - XVII веках в Москве. Перед литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова "на Рву" (более известному ныне как храм Василия Блаженного) - для моления на Лобном месте. В процессии - наравне с хоругвями и иконами - возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу - для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.

Богослужение Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Принесенные в этот день из церкви веточки вербы, ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья.

В самый день праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима).

В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.

За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Вербное воскресенье - один из самых популярных в народе праздников, вслед за Пасхой и Рождеством Христовым, наряду с Днем Святой Троицы, когда в храмы с распустившимися ветками вербы приходят даже те, кто бывает в церкви всего несколько раз в году.

Патриаршее служение в канун празднования Входа Господня в Иерусалим. Архивное фото

Патриаршее служение в канун празднования Входа Господня в Иерусалим. Архивное фото


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем студентам сделать чертеж

Смотреть что такое "Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)" в других словарях:

  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье — Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) один из 12 ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником Вайи (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие его жители Иерусалима),… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье в православной церкви — Вход Господень в Иерусалим празднуется православной церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Вход Господень в Иерусалим — Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. Тип …   Википедия

  • Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) в католической церкви — 17 апреля 2011 года представители и католической, и православной церкви отмечают Праздник входа Господня в Иерусалим (также часто называемый Вербное, или Пальмовое воскресенье). Он празднуется в шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Вход Господень в Иерусалим — двунадесятый праздник, принадлежащий к торжествам подвижного годового цикла. Совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе, и имеет несколько названий: Неделя Ваий ( Неделя пальмовых ветвей ), Неделя цветоносная, Вербное воскресенье. Он… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • вход господень в иерусалим — сущ., кол во синонимов: 2 • вербное воскресенье (3) • праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… …   Православная энциклопедия

  • Вход Господень в Иерусалим — один из двунадесятых праздников. В основе  евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России,… …   Энциклопедический словарь

  • Вход Господень в Иерусалим — Христианские паломники у стен Иерусалима в Вербное Воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, один из двунадесятых праздников. Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Вход Господень в Иерусалим — событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»